Тверская земская учительская школа им. П.П. Максимовича

Ботанический сад Тверского государственного университета

Архиерейская слобода

Калининский государственный педагогический институт

По местам полевых практик

Калининский (Тверской) государственный университет

Дружина охраны природы

Тверской государственный объединенный музей

Дальние выездные практики

Тверская областная станция юных натуралистов

Биологический факультет Тверского государственного университета

Благодарности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У истоков экскурсионного дела


В практику научной и учебной работы института ещё с 1919 года стали входить научные экскурсии, ставившие целью изучение какого-либо уголка губернии и приучение студенчества к самостоятельной исследовательской работе. Характерной чертой в развитии просвещения эпохи 19 века являлось усиление экскурсионной работы сначала в школах, а потом уже и во внеклассной работе (вспомнить хотя бы опыт Тверского общественного педагогического кружка). Правда существовал ряд объективных обстоятельств того времени, которые не позволяли проводить дальних выездных экскурсий, но от этого дела никогда не отходили. Еще слушатели Постоянных педагогических курсов ездили в Крым (1913 год), на Урал (1910, 1914 годы), на верховья Волги (1915 год), по Волге до Нижнего (1916 год). Руководила этими экскурсиями в том числе и С.И. Эдельштейн, которая потом вместе с В.А. Гердом стала одним из первых методистов нашего факультета по педагогической практике и экскурсионному делу на протяжении 30-х годов прошлого столетия. Институт понимал, что студенты особенно нуждаются в экскурсиях, т.к. они расширяют горизонт.

В 1921 году по инициативе преподавателей Педагогического института и Сельско-хозяйственной академии возникло биологическое общество (располагалось по адресу наб. р. Волги, д. 31), задачей которого являлась научная разработка вопросов биологии, но, прежде всего, популяризации ествественно-научных знаний. Было проведено около 10 заседаний, на которых выступали В.Ф. Натали (Гнетический анализ окраски у аксолотля), Л.Н. Воскресенский (Новейшие данные по физиологии кожного анализатора), В. В. Колосов (О значении научных пособий для преподавания естественных наук, с демонстрацией препаратов) и др. преподаватели.

Однако до 1924/1925 года систематической постановки экскурсионного дела не было. Под систематической постановкой понимали такую организацию, при которой каждый студент за время своего пребывания в учебном заведении участвует в определенной системе экскурсий точно так, как он прослушивает определённую комбинацию курсов и выполняет определённый круг практических работ. В институте к этому времени был план экскурсий, который предусматривал зимние и весенние экскурсии в течение трёх лет обучения:
на 1 курсе: зимой – всесторонняя общеобразовательная экскурсия в Москву; весной – двух-трёх-дневные краеведческие экскурсии по разным областям знаний в окрестностях Твери;
на 2 курсе: зимой – всесторонняя общеобразовательная экскурсия в Ленинград; весной – экскурсия в отдалённый район СССР в целях всестороннего с ним ознакомления (например, Крым или Урал);
на 3 курсе: зимой – педагогическая, преимущественно школьного характера, экскурсия в Москву для ознакомления с лучшими школами; весной – краеведческая экспедиция в какой-либо район Тверской губернии с целью его научного обследования в различных отношениях.

Важность краевединия подчеркивал В.А. Герд на конференции по изучению производственных сил Тверской губернии в 1926 году [2]

Какая же связь может и должна установиться между школой и краеведением? Я считаю, что это связь может строиться на взаимной пользе обоих сторон или, употребляя биологический термин, я считаю возможным и желательным симбиоз школы и краеведения, т.е. связь основанную на взаимных услугах, идущих так далеко, что раздельное существование делается физиологически невыгодным, а затем и невозможным. Таким образом, на меня ложится обязанность доказать два положения: "краеведение нужно школе", "школа нужна краеведению".

Новая школа в основу своей работы кладет активное получение знаний ребенком. Не книжные, готовые знания конечная цель такой школы, а навыки самому добиваться, искать знания всеми методами, доступными данному возрасту. Другой тенденцией нашей школы мы должны признать ее стремление к жизненности. Это стремление вытекает из активизма школы: откуда же можно черпать знания, если книга перестала быть исключительным источником? Его можно черпать только из окружающего; знание о природе - из самой местной природы; знание о человеке - из местного его быта. И мы видим, что школа в лице своих работников, жадно ловит все сведения о своем крае. Мало того: во многих местах школьные работники, наткнувшись на полное отсутствие краеведческого материала в сводках, сами, группами, систематически, обследовали местную промышленность, часами сидели в учреждениях и архивах, выбирая статистический материал, и составляли на основе го планы своей работы с детьми.

Не так легко доказать положение - школа нужна краеведению, как и оно ей. Изучение края и краеведение не синонимы. Дело в том, что изучение края может идти двумя путями. Край может быть изучаем путем углубленного его исследования силами профессиональных ученых. Наука знает две формы исследования местности и населения: форму экспедиций и форму научных станций. Нужно такое изучение, которое одновременно шло бы во всех тканях громадного организма, которое шло бы непрерывно круглый год, фиксируя явления природы и жизни человека с его бытом и трудом во все сезоны года.

Роль краеведения двойная: двигая вперед изучение края, а через его изучение и всей страны, оно вместе с тем - культурный фактор громадной мощи. Поэтому на краеведческой работе лежит всегда отпечаток духовного подъема, на ней всегда отблеск истинного увлечения. Краеведение, как широкое общественное движение, имеет две параллельные задачи: ему важны те положительные данные, которые ми достигаются, но не менее важно и то культурное влияние, которое имеет сама работа на широкие круги к ней причастные. Для краеведения важен не только объект изучения, но и субъект краеведческой работы.

Знакомый по движению юннатов с работой молодежи старших классов, я могу утверждать, что острота их зрения, проницательность в наблюдении, физическая неутомимость делают их ценными исследователями. Работа учеников всегда является коллективной работой. Коллективность работы гарантирует ее охватывающий характер и сильно повышает объективность проводимых наблюдений. И когда я буду говорить дальше о роли школы в краеведческой работе, я буду иметь в виду только школу такого типа, ту школу, которой удалось двинуться по намеченному пути, стать местом живой работы ребят.

Краеведение только тогда является силою, двигающею изучение края, когда оно идет нога в ногу с начучным его изучением, когда оно работает по заданиям, и пользуется теми методами в своей работе, которые ими указаны. Это общая необходимость для местной краеведческой работы. Работа молодежи должна не только находиться под контролем своего коллектива и учителя-руководителя, она должна оказаться в общем русле с научной работой. Школа, как целое, на всех своих ступенях должна строить значительную часть своей программы на краеведческом материале. Эта работа будет носить главным образом внучебный характер. Она должна дать много для изучения местного края, одновременно развивая и поднимая умственно самых юных краеведов.

Вторым условием, необходимым для постановки экскурсионного дела является наличие специального органа, ведущего его. Экскурсионное дело живое, сложное дело, оно требует постоянного обсуждения теоретических и решения практических вопросов, и потому вести его без специального органа вряд ли можно в сколько-нибудь большом учебном заведении. В институте была организована «Постоянная экскурсионная комиссия» следующего состава: заведующие отделениями, представители предметных комиссий, специально приглашённые члены преподавательской коллегии, представители студентов. Заседания экскурсионной комиссии проводились не реже в среднем двух раз в месяц, учащаясь в горячие экскурсионные периоды. Комиссия назначала ответственного руководителя каждой экскурсией, выслушивала его отчёт об исполнении. Преподаватели института отмечали, что единственным выходом из положения является создание постоянного экскурсионного фонда. Они понимали. Что экскурсия должна стать существенной частью студенческой жизни, под которую нужно сознательно подводить базис, на основе которого можно выстраивать планы на несколько лет вперёд.

Немаловажную роль в развитии экскурсионного дела в ТГПИ и в Тверской области сыграло Общество Изучения Тверского края. Оно было создано 21 ноября 1920 года (было закрыто в середине 1930 года).. Как и во времена Тверского общественно-педагогического кружка, в его состав вошли около 40 общественных деятелей, среди которых были предприниматели, учителя, преподаватели вузов и др. Общество создавалось для всестороннего исследования Тверской губернии и состояло из трех секций: естественно-исторической, народно-хозяйственной и и сторико-культурной. К концу 1920-х. гг. общество насчитывало около 100 краеведов, которые вели геологические и археологические изыскания, изучали флору и фауну, организовывали экспедиции, экскурсии и выставки, занимались просветительской деятельностью, издавали научные издания. С мая 1923 года выходил печатный орган Общества - информационный бюллетень "Летопись краеведения", преобразованный с третьего номера в "Материалы Общества Изучения Тверского Кря" (вышло всего 7 выпусков). По инициативе и на средства Общества в 1922 году вышел в свет Экскурсионный сборник. В 1928 году этот сборник вышел под заголовком "Природоведческие экскурсии по Твери и ее окрестностям", в котором свои материалы опубликовали А.П. Ильинский, С.И. Эдельштейн и др. Краеведы публиковали материалы в журнале "Тверской край" и других местных периодических изданиях. Отделения Общества работали в Бежецке, Вышнем Волочке, Кашине, Ржеве, Торопце, Кимрах, Осташкове и Старице. В 1928 г. в свет вышкл сборник "Природоведческие экскурсии по Твери и ее окрестностям", в 1929 г. под ред. Л.Н. Никонова издана книга "Экскурсии на выгон в окрестностях г. Твери".

Юннатское движение

Организация юннатского движения относится к 1929 году, когда в апреле была создана Калининская Областная станция юных натуралистов и опытников сельского хозяйства. Подчинялась ОБЛОНО и находилась в системе Министерства просвещения РСФСР. Дата организации станции точно неизвестна. В 1928-1929 гг. была создана городская станция юннатов. Она работала в Городском саду, почти там где сейчас располагается детская площадка. Затем станцию перевели в детский парк (ныне проезд Дарвина). Директором ее работала Арбузова. В 1934 г. для станции было выстроено новое здание (проезд Дарвина, 10). В это время до 1941 г. директором была Егорова Надежда Никитична. Станция и сегодня имеет в своем составе несколько лабораторий - ботаническо-растениеводческую, зоолого-животноводческую, учебно-опытный участок, цветник, парники и теплицы, живой уголок, мастерская. Станция юннатов является организатором и инструктивно-методическим центром внешкольной натуралистической работы и ставит своей задачей оказание всесторонней помощи в воспитании школьников, в подготовке их к общественно-полезному труду. Станция способствует воспитанию у учащихся глубокого интереса к природе, сельскому хозяйству, развития умения и навыков опытнической работы.

В архивных материалах (ГАТО. Р-1213, опись 1, ед. хр. 117) сохранились одни из первых фотографий, на которых запечатлены юннаты за работой по подготовке к выставке.

Знакомые с детства родные ромашки...
Вот легкий поповник у нашей реки.
Как белые звезды, средь розовой кашки
В букете сияют его лепестки.
И если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар
(Вс. Рождественский)

Немаловажную роль играли и преподаватели, издавая методические пособия для школ. Непоследнюю роль в создании областной станции юннатов сыграл заведующий кафедрой зоологии Александр Вавилович Третьяков, который в сентябре 1935 года выступил инициатором помощи ГорОНО в этом вопросе. Он же подчеркивал важность проведения консультаций для учителей и оформление кабинетов. Еще одной важной фигурой, чья деятельность в пединституте напрямую повлияла на становление и развитие юннатского движения в Калинине, была Софья Ивановна Эдельштейн. Она на протяжении 1930-х гг. была ведущим методистом экскурсионной работы, краеведческий аспект которой она подчеркивала и в изучении природы. Она была активным продвиженцем кружковой работы и живых уголков. Она руководила зоологической секцией студенческого краеведческого кружка, организовывала выставки по зоологии и литературы по естествознанию, организовывала выставки юннатских работ к Дню леса, Дню урожая. На протяжении нескольких лет выступала с докладами по юннатской работе методического характера, в том числе и в Москве. Софья Ивановна также организовывала выставки по эволюционному учению.Была организатором и первым председателем Тверского отделения общества распространения естественно-исторического знания. С.И. Эдельштейн немало было опубликовано работ методического характера по экскурсиям на местность с краеведческим уклоном. В 1938 году (за год до открытия станции юнных натуралистов) вышла книга "Экскурсии в природу" под издательством Калининской областной детской экскурсионно-туристической станции.

С начал 1950-х гг. большую работу с юнатами (особенно младших классов) проводила школа № 12 г. Калинина, которая стала своего рода экспериментальной базой станции юннатов. В 1956 году вышли методические пособия В.П. Пономарева «Экскурсии с учащимися средней школы в животноводческое хозяйство», «Школьные экскурсии на сельскохозяйственное производство», книга под редакцией М.М. Бочарова «Экскурсии по изучению природы родного края», написанная коллективом естественно-географического факультета.

 

 

 


Источники

1. ГАТО. Р-1213, опись 1, ед. хр. 117, 465; опись 33, ед. хр. 1.

2. Известия Тверского педагогического института. Выпуск I. Тверь, 1926. 85 с.

3. Полянский П.П., Сланевский В.У. Калининский педагогический институт: исторический очерк // Калининский государственный педагогический институт им. М.И. Калинина 1917-1957: сб. статей, посвященных 40-летию института. Калинин, 1958 г. С. 3-16.