Тверская земская учительская школа им. П.П. Максимовича

Дружина охраны природы

Тверской государственный объединенный музей

Дальние выездные практики

Тверская областная станция юных натуралистов

Биологический факультет Тверского государственного университета

Благодарности

Экскурсия на Урал Тверских реалистов (1910 г.)

Здесь мы публикуем выдержки из дневника Виктора Николаевича Муравьева. После окончания Петербургского института инженеров путей сообщения Виктор Николаевич работал инженером связи
в Оренбургском отделении Южно-Уральской железной дороги. Во время описываемых событий Муравьев учился в Тверском реальном Казенном училище.
Интересна она для нас тем, что в ней принимал участие преподаватель Тверской земской учительской школы им. П.П. Максимовича Леонид Антонович Колаковский

Экскурсия началась 6-го июня в два часа дня с поездом № 17. Участвовало в экскурсии 16 человек: два руководителя, Александр Ильич Кузьмин (инспектор) и Леонид Антонович Колаковский, и 14 человек реалистов: Васильев, Горев, Дмитриев, Егоров, Зосимовской, Залманзон, Иванов, Коновалов, Корабанов, Модестов, Муравьев, Никифоров, Покавкин, и Румянцев. Ученики в Твери довольно рано собрались на вокзале. Нас провожал директор. А. И. взял с собой в дорогу две огромных корзины с провизией и окорок, и три громадных, жестяных чайника. Один ученик, Коновалов, к нам присоединился в Клину. В Клину также взяли кипятку и пили чай; я здорово наелся. В Москву приехали в 8 часов вечера и пробыли в ней 2 часа. Я и еще один ученик, Иванов, остались сторожить вещи, а другие пошли гулять. Затем в десятом часу отправились на Рязанский вокзал, и туда к этому времени приехал наш бывший директор Николай Егорьевич Смирнов. Отправились из Москвы в 10 ч 10 м вечера тоже вполне благополучно, если не считать инцидента с двумя нахальными студентами, [ввалив]шимися в наше отделение.  В Ряжск прибыли в 8 ч 35 м утра и пересели на поезд Сызрано-Вяземской. На Николаевской и до Рязани нам давали по целому вагону и никого кроме нас там не было. В Ряжске же с нами села какая-то барышня, чем воспользовались наши доморощенные донжуаны, как-то Васильев, Никифоров, Зосимовский, Иванов, с ней познакомились и стали ей петь серенады. С Рязани мы поехали черноземной полосой. Лесу встречается очень мало и очень редко. Очень много ветряных мельниц. На полях часто видны стада гусей. Первая большая станция после Ряжска - Моршанск. Вокзал, как и все вокзалы на этой дороге неважный, но буфет хороший. На этой станции мы обедали, при чем за тарелку щей с нас взяли по 30 к.

В этой местности интересно одеты бабы в большие, длинные, белые накидки. Я их в Ряжске снял, но к сожалению, тряхнул, и плохо вышло. Узнали как зовут барышню и куда она едет. Зовут ее "Софья Алексеевна Варягина", а едет в Пензу. Большинство эксурсантов сидят у ней в отделении и с ней играют раз В . Рядом с этим отделением, где сидела барышня, сидел какой-то артист. Он очень хорошо пел, но его и наше пение возбудили недовольство какого-то купца, "зачем часто шляемся и покою не даем". В Пензу приехали в 11 ч 50 минут вечера и наши реалисты торжественно проводили эту барышню. Но я этого не видел и рассказываю со слов очевидцев. За ночь мы проехали Пензенскую губернию, часть Саратовской, и поехали по Симбирской. На всех станциях продают молоко, многие наши покупают его. Молоко очень дешево по 10 к. с большим, красивым кувшином. Продаются огромные пироги с рисом, пироги величиной с лопату. В Сызрань приехали в 10 часов утра. Тут с нами случилась небольшая неприятность. Вагон наш "заболел" и его отцепили, и нам пришлось переселяться; вещи же ни у кого не были собраны. Это переселение заняло всю часовую стоянку в Сызрани.  В Самару приехали в 6 часов вечера; пока все обедали, оставили сторожить вещи ученика Васильева. Так как у нас в отделении было свободно, а ведь было страшно много народу, то понятно к нам много приходило народа, которого мы выставляли.Был, например, такой случай в этот день. Васильев сидит и ждет когда его сменят; вдруг вваливается баба с ведрами и огромными со многоми вещами, и бесцеремонно начинает устраиваться. Васильев просит ее удалиться, объясняя, что здесь едут 16 человек. Баба, сказав, что и она платила деньги, продолжает устраиваться. Тогда Васильев видя, что слова не действуют, взял ее вещи и вынес из отделения. Баба за это пообещала ударить его ведрами, соответственно обругала и ушла прочь. В Уфу приехали в 12 часов утра. Наши реалисты купались в бесплатной купальне. Река Белая очень глубокая и быстрая, много барж. Дома лепятся по самым краям обрывов. С вокзала на верх города ведет лестница в 361 ступеньку, для езды же дорога поднимается винтом. В предместьях города улицы немощены, поросли травой, и на них гуляет много коз и свиней. Но главные улицы: Центральная и Успенская достаточно хороши и на них много магазинов, очень хороших, гораздо лучше Тверских.

Нам рекомендовали для обеда женскую школу кулинарного искусства, но это кончилось неудачей, т. к. обедов на 16 человек они не могли дать, но зато мы выпили всю воду, что было в этой столовой, и пока инспектор говорил, немного отдохнули. Тогда мы направились в коммерческую столовую и там сытно пообедали. Только что мы [вперлись] в эту гостиницу, как разразилась страшная гроза и ливень, который превратясь в мелкий дождик и измочил наших реалистов. Но это бы ничего, но самое зло состояло в том, что черноземные дороги превратились в какую-то замазку, так что на сапоги путешествующих налипло по 3 пуда грязи. Вокзал, как и все вокзалы Самаро-Златоустовской дороги очень плох, исключая залы Iго класса, во всех же остальных залах грязь невозможная.В Уфе на вокзале ожидая поезда, видели персов, а также переселенцев, мать и троих детей, почти голых; у них не было ни копейки, мы им немного собрали. Неподалеку от вокзала находится микроскопический здание домик "Столовая для переселенцев". Самих же переселенцев возят в вагонах IV класса, в невозможной тесноте и грязи. В Златоуст приехали в этот же день 10го июня, около 9 часов утра. Здесь на вокзале встретили уфимских гимназисток и уступили им свой вагон.

Руководитель этой экскурсии указал нам ближайшую дорогу в город. Мы шли по маленькой лесной тропиночке высокой горы; до города шли мы версты 3-4. На тропинке встретился нам ручеек. Тропинка оканчивается на высокой горе, а в котловине между другими горами окаймленный рекой и лежит город Златоуст. Я с этой горы снял вид на Златоуст. Пришедши на станцию обедали и пили чай. На станции есть лавочка с Златоустовскими изделиями и уральскими камнями, но остерегайтесь их покупать: дерут невозможно. Несмотря на это реалисты в этой лавочке купили металлические тросточки. Часа через пол после выезда из Златоуста достигли станции Уржумки и минут через пять видели Александровскую сопку, на которой устраивается беспроволочный телеграф в Петербург, и перевальный столб Азия-Европа. Приехали в Челябинск в 8 часов вечера. Были в нем не больше 20 минут и перебрались на другой поезд в Екатеринбург. Все были очень усталые даже лень было чай пить, скорее хотелось лечь спать. В Екатеринбурге время на 2 ч [отходит] вперед Петербургского. Близ гимназии находится площадь, на которой стоит памятник Александру II, от городских рабочих и кафедральный собор. Директор был настолько любезен, принес коллекцию обработки горного льна или азбеста. Напротив гимназии музей "Уральского общества любителей естествознания", который мы по приезде в тот же день и осматривали. После осмотра фабрики обедали в "Дешевой столовой". Там подали несъедобный суп и котлеты из старой подошвы, и кроме того не дали вилок, так, что "котлеты" ели ложками и ножами.  Осматривали Верх-Исетский завод наследников [графини] Стенблок.

Собор двухэтажный; народа очень мало, и что осо священник и дьякон необыкновенно отчетливо читают службу.Опять осматривали музей. В нем находятся следующие коллекции: минеральная, всех пернатых и четвероногих обитателей Урала, коллекция уральских рыб, коллекция яиц и гнезд, коллекция раковин. Обедали там же. Вечером пели и А. И. заразился при[мером] и спел очень хорошо Уральскую песню: "За Уралом, братцы, за рекой". Встали часов в 6 и на трех тройках уехали верст за 7 осматривать Березовскую дачу, где добывают золото. Прежде всего осмотрели "Бегуны", где из сырой руды добывают золото. Золото на "Бегунах" добывают из серного колчедана. Вернулись в гимназию в 3 часа дня страшно усталые. Отправились в гостиницу, где сытно пообедали. Выехали в 6 ч. 38 м. утра из Екатеринбурга. Купил у какой-то тетки в вагон гамак. В Тагил приехали в 10 ч 38 минут утра. Вокзал прескверный, грязный. Пока сдали на хранение вещи, пока А. И. толковал с начальником станции насчет поезда, было уже около 12 часов. Отправились на завод Демидова. Осмотрели памятник Демидову. Потом пошли осматривать медный, т. называемый Выйский завод Демидова. С медного рудника пошли на железные копи. Шахт там никаких нет, а берут бурый железняк прямо с поверхности земли. Здесь тоже работают "старатели", но они добывают тут уже не золото, а руду железную, отвозя ее на завод к Демидову. После этого осмотра отправились на вокзал страшно усталые и голодные. Довольно хорошо пообедали.  Посмотрев на выпуск чугуна, мы вышли из завода, сели на извозчика и приехали благополучно на станцию. Там по всем диванам, кто сидя, кто лежа, спали наши реалисты. Я выпил стакан чая, и так как лечь было негде, уснул сидя на стуле и положив голову на стол.Около часа меня разбудили, пришел поезд, нам кондуктор указал вагон, но мест не было. Кое-как разместились. Сначала я спал сидя, а потом ушел в другой вагон, где было свободней. В эту ночь проехали мимо горы Благодати.  Приехали в 4 часа дня в Пермь, пообедали и пошли на пристань. Мы должны были уехать на следующий день вечером, поэтому ночевали в двух каютах на пристани.Так как в этих маленьких комнатках было мало скамеек, тащили жребий, кому спать на полу, кому на скамейке. Я вытащил крестик, и поэтому то есть мне пришлось спать на скамейке. Бродили без определенной цели по городу. В нем довольно порядочный городской сад. Город мне очень понравился; магазины большие, роскошные. Ни трамвая, ни конки нет.Обедали на пароходе. В 7 часов отправились из Перми на пароходе "Москва".

Нам отвели две каюты, каждая по 10 человек, так, что было очень просторно. Но скоро сказались и недостатки каюты. Пошел дождь и крыша начала течь, так что на трех лавках нельзя совсем было спать. Позвали матроса, чтобы он помог горю, но он спокойно заметил, что это ничего, и что "само замокнет". Мы хотя и пассажиры 3го класса, но нас пускают на верхнюю палубу. Обедаем наверху в общей каюте зале IIго класса. Супы готовят на пароходе прескверные. Берега Камы красивые, особенно красив правый высокий берег. От Коновалова узнал одно предание, которое рассказал ему студент. Это предание о городе Оханск. Будто бы дьявол показывает Господу Иисусу Христу всю вселенную, то он прикрыл Оханск кончиком своего хвоста, чтобы Господь не видал такой мерзости. Татары на пристани Сарапул подрались с матросами и изобразили нечто в роде Куликовской битвы, причем Мамай был несколько побит крюками, но это нисколько его не огорчило и вечером он со своими соплеменниками танцевал лезгинку, предварительно натянувшись водки. В 5 часов приехали в Казань. Попив чая отправились осматривать город.Набережная Казани очень некрасивая, но на ней много пароходных пристаней и тысячи грузчиков. От самой пристани ходит трамвай в город.Город отстоит от пристани на расстоянии 7 верст. Дорога вплоть до города очень неинтересна, почти у самого города находится памятник русским воинам, погибшим во время взятия Казани Иоанном Грозным. После этого осматривали памятник Александру II, Лобачевскому и Державину. Затем поехали на яликах в Ботанический сад. Сад очень хороший. В нем много тропических растений. Плывем все время по Волге вверх по течению к Нижнему. В Нижнем будем завтра часов около восьми утра. Берега сначала были красивые, но теперь очень неинтересны, низкие и песчаные. Встречается много пароходов, пассажирских и буксирных.  Утром приехали в Нижний Новгород. Наняли ломовика и перевезли вещи на вокзал.Осматривали город. Были в соборе, видели могилу Минина.Были в Думе и осматривали картину Маковского "Возвращение Минина". Подымались на элеватор. Осматривали музей и памятник Александру II. В 7 ч. 30 минут выехали из Нижнего.  Утром приехали в Москву. Осматривали Третьяковскую галерею, были в Кремле и в 5 часов уехали в Тверь.

Источники

1. Экскурсия на Урал. Июнь 1910 г. Режим доступа: http://humus.livejournal.com/3099862.html Режим доступа: http://www.c-jump.com/upload/ural/ural_ru.htm