Тверская земская учительская школа им. П.П. Максимовича

Ботанический сад Тверского государственного университета

Архиерейская слобода

Калининский государственный педагогический институт

По местам полевых практик

Калининский (Тверской) государственный университет

Дружина охраны природы

Тверской государственный объединенный музей

Дальние выездные практики

Тверская областная станция юных натуралистов

Биологический факультет Тверского государственного университета

Благодарности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калининский государственный педагогический институт.
История появления и развития


История института берёт своё начало от трёх учебных заведений: Тверской женской учительской школы им. П.П. Максимовича, Постоянных Педагогических курсов Губернского земства и Учительского института. Постоянные Педагогические курсы были открыты в 1912 году, благодаря энергии Ф.Ф. Ольденбурга. Продолжительность обучения на курсах была годичная. Заведующим курсами приглашён был известный деятель по народному образованию С.И. Анциферов, должность которого потом перешла к С.И. Эдельштейн. В архивных данных сохранились программы по гигиене (ГАТО. Ф. 153, опись 1, ед. хр. 126). С 1916 года были предприняты шаги к учреждению в Твери Учительского института. Занятия учительского института начались в здании Коммерческого училищаЖенское коммерческое училище (сейчас Гимназия № 6), в котором он пробыл до 1918 года. С 1917 года Институту было предоставлено новое помещение - здание Духовной семинарииТверская духовная семинария (фото начала 1900-х гг.) . Изначально в состав института входило три отделения: словесно-историческое, физико-математическое и естественно-географическое. В середине 1918 года Институт получил возможность занять бывшую Архиерейскую дачу на Вокзальном шоссе (по распоряжению председателя Губисполкома А.П. Вагжанова). Это устраивало Институт как в смысле больших удобств размещения, так и благодаря возможности устраивать для слушателей общежитие и вести сельско-хозяйственные занятия на большом земельном участке. Отсюда ведёт начало сельско-хозяйственный уклон Тверского педагогического института. В 1919 году Институт был преобразован в Институт народного образования (ИНО). С осени 1919 года к Институту переходят здания школы Максимовича. 16 июля 1921 года ИНО был преобразован в Тверской педагогический институт, которому 21 января 1936 года было присвоено имя М.И. Калинина.

Период пребывания в Архиерейской даче ознаменовался привлечением к работе научных сил из Московских высших учебных заведений. Весной 1918 года в Москве состоялся съезд слушателей учительских институтов, в связи с чем институт получил уже название педагогического, который возглавил Н.Д. Никольский, хотя и не стал ещё высшим. Учебный план был рассчитан на 4 года. Специальные науки были разделены на циклы: физико-математический, литературно-художественный, социально-исторический, биолого-географический, химико-биорлогический. Значительное место в работе было отведено практическим занятиям, лабораторным и семинарским работам. В связи с такими повышенными заданиями для Института ему ещё в большей степени потребовалось сотрудничество Московских научных сил. Поиски специалистов, желающих работать в Твери, увенчались успехом, в значительной мере благодаря энергии самого студенчества. Об этом поиске, а также о жизни на Архиерейской даче сохранились воспоминания М.И. Вышинской [1]

Не успел Николай Дмитриевич закончить свой доклад, как поднялся шум и стали раздаваться голоса: зачем нам разные университеты и пединституты? Голод, война, а тут хотят создавать какие-то институты!!! Тут взял слово один из членов комиссии, по фамилии Синицын. Он сказал: "Я так смотрю, что институт не добывающая организация, а потребляющая, то пусть как верующие: хотят молиться, так пусть содержат попов, так и пединститут: кто хочет учиться, тот пусть находит знания и платит". Председатель пленума высказался о пединституте. Он сказал, что в таком большом губернском городе не было ни одного высшего учебного заведения и что теперь Москва разрешила открыть в Твери пединститут. Он уже открыт, есть директор, преподаватели и студенты, они почти все бывшие народные учителя. Деньги на содержание пединститута будет отпускать Москва. Мы просим у Губисполкома только здание. Удобное помещение для Пединститута найдено - это бывшая Архиерейская дача. При ней есть земля. Я не хотела выступать, но не могла выдержать такого сравнения и попросила слова. "Когда же народные учителя будут детьми своей матери-родины?! В царское время нас притесняли инспектора, а теперь нам не дают даже помещения, чтобы мы продолжали учиться".

Нас энергично и горячо защищал П.Т. Куликов, а потом, когда я повернула вопрос на политику, согласились передать нам Архиерейскую дачу. Куликов посоветовал нам скорее переезжать в неё. Мы быстро приехали, но это было только начало волокиты. Трудно теперь поверить, что в течение нескольких месяцев нам портили нервы, доводили нас чуть ли до невменяемого состояния. Оказалось, что на этой даче жил инвалид. У него было хозяйство, и он никак не хотел оттуда уезжать. Звали его, по-моему, Николай Николаевич, а некоторые говорят Николай Ефимович. Так он имел сильных защитников в Губисполкоме. Он нам доказывал, что в Архиерейской даче живёт несколько семей инвалидов войны. Комиссар Куликов, сам стремившийся к знаниям, измучился, проверял показания этого инвалида.

Когда Архиерейская дача перешла нам, я обращалась за помощью в Гороно. Завгороно так издевался над нами, что трудно передать: "Ха, ха, студенты! Какие же это студенты, которые землю пашут? Я понимаю вот это студенты: прекрасно одетые, элегантные, воспитанные, умеют танцевать, ручку поцеловать. А студентки? В чулках, платках, фи!!!

Два раза у нас был обыск, потому что ходили слухи, что у нас большие запасы съестных припасов, а мы только притворяемся голодающими. Перехожу к самому трудному для меня вопросу: к денежному обеспечению. Когда я приходила к кассиру с просьбой отпустить положенную сумму денег, то она, глядя на меня, говорила: "Гражданка, скажите: вы в своём уме или нет? Мы закрываем и урезаем кредиты вузам, имеющим громадное оборудование, сотни обслуживающего персонала, тысячи студентов. А вы просите денег на какой-то вновь открытый карликовый пединститут".

Когда пединститут получил в своё ведение Архиерейскую дачу, то он получил и землю, а её надо было освоить. Пришлось где-то находить и покупать селькохозяйственные орудия, а в то время это было сделать неимоверно трудно. Нужно было купить лошадей, а это была неразрешимая задача. Вторая, более трудная задача, была - найти семена, засадить землю картофельными и другими огородными семенами. И вот тихо, чтобы никто не узнал и не разболтал об этом, Н. Тарасов, Я. Козлов и ещё кто-то арендуют у кого-то лодку, и со студентами едут по Волге в село. Там они покупают картофель и огородные семена. Картофель они везут ночами, а иначе бы его отобрали, а днём прячут в укромном месте на берегу. Землю вспахали, забороновали, засадили картофелем, морковью, свеклой, луком. Девицы утром перед выходом на огород пьют кипяток с удовольствием. Т.к. ни чая, ни сахара, ни хлеба - ничего этого не было. В 12 часов все приходя в институт. К этому времени уже обед бывает готов. Все пообедают, а в 2 часа идут на лекции. После лекций поужинают, и идут в свои общежития, там читают книги, переписывают лекции, готовятся к зачётам и экзаменам. Дежурные изощрялись, готовили суп из крапивы, лебеды.

Путём объединения учебных пособий и инвентаря все три педагогических учебных заведения получили довольно удовлетворительные кабинеты и лаборатории, а путём объединения лучших педагогических сил этих заведений с привлечением новых высококвалифицированных педагогов – образовалось прочное ядро педагогических работников, обладающих большим стажем и солидными научными знаниями. Центр жизни института перешёл в старое здание бывшей школы Максимовича. Здание бывшей Духовной семинарии с его огромными, довольно мрачными помещениями, занятое на половину госпиталем – постепенно освобождалось и в январе 1920 года совсем отошло от Института. Благодаря значительно возросшему в 1919-1920 году количеству высококвалифицированных местных и Московских-специалистов руководителей занятий – Наркомпрос причислил Тверской институт к числу «ударных», что упрочивало его положение. В течение весны и лета 1917-1918 года слушатели проходили краткосрочные курсы по огородничеству, садоводству и пчеловодству, после чего в течение всего лета работали на большом земельном участке института. Педагогическая практика проходила в высшем начальном училище, открытом при учительском институте.К 1920-1921 году в Главпрофобре был окончательно принят проект преобразования институтов в высшие педагогические учебные заведения или в практические институты. Постановление совета гласило: - «организовать в Твери Педагогический институт и в тесной связи с этим – Педагогический техникум». С этого дня институт стал вузом, который на протяжении всего своего существования ставил главной целью подготовку высококвалифицированный преподавателей для школ. Примечательно, что летом того же 1921 года в помещениях Института состоялся первый Тверской Губсъезд по делам музеев и по охране памятников старины и природы. Организуемые Главпрофобром совещания, а также педагогические конференции давали направление учебной жизни Тверского института. В этом отношении стоит отметить роль Всероссийской педагогической конференции в 1924 году и съезда педвузов в мае 1925 года. Это положило начало одному очень важному начинанию – обмен учебными планами, разными данными о достижениях в той или иной области.

С 1923-1924 учебного года был введён классовый отбор поступающих в Институт. Приём производился по командировкам и по развёрстке организаций. Это мероприятие улучшило социальный состав студентов, увеличило процент комсомольцев на первом курсе. С целью расширения подготовки учителей для средней школы при институте в 1930 году (просуществовало до 1937 года) было создано вечернее отделение, в котором могли получить высшее педагогическое образование учителя, работающие в средних школах, но не имеющие необходимой квалификации. В сентябре 1931 года было открыто заочное отделение. С 19131 года октрыто заочное отделение. С 1934 д 1952 года при институте работал двухгодичный учительский институт, выпустив за время своего существования в совокупности 2512 учителей. Начиная с 1941 года, при некоторых кафедрах стала осуществляться подготовка аспирантов. В послевоенные годы в практику повышения научной квалификации преподавателей вошли научные командировки и конференции, кафедральные семинары.

На протяжении почти 100 лет факультеты и кафедры, входящие в его сотсав и ведущие подготовку по биологическому профилю, постоянно изменялись. Некоторые архивные сведения приведены ниже:

1919-1920 годы: естественно-географическое отделение.
1921-1925 годы: биолого-географическое отделение.
1925-1930 годы: факультет естествознания.
1930-1931 годы: естественно-математический факультет.
1932-1933 годы: химико-биологический факультет.
В 1930 году был открыт агропедагогический факультет, который просуществовал всего один год, сделав в 1931 году всего один выпуск студентов.
1935-1940-е годы: факультет естествознания.
вторая половина 1940-х-первая половина 1970-х: естественно-географический факультет.
1970-е-первая половина 1990-х: химико-биологический факультет:
начало 1990-х-2002 гг.: химико-биолого-географический факультет.

Много интересного и нового, причем в других аспектах, для меня открывалось при беседах с заведующим кафедрой русского языка Николаем Дмитриевичем Никольским. Он жил на проспекте Калинина, рядом со средней школой № 1. Бывали случаи, когда при возвращении из института по домам мы становились попутчиками. В хорошую погоду он любил ходить не спеша, как бы наблюдая жизнь: при переходе через Тьмаку Вид на р. Волга он иногда останавливался на мосту и, опираясь рукой на перила, разглядывал ребятишек с удочками, любовался зеленью кустов и деревьев, голубеющей вдали Волгой. В такие дни он становился особенно добродушно-разговорчивый, не раз вспоминал о педагогических эпизодах из своей долгой жизни - об его пути до первого директора Тверского пединститута и профессора-наставника вузовской молодёжи.

Подробнее о истории Калининского государственного педагогического института можно ознакомиться в издании: Калиниский государственный педагогический институт им. М.И. Калинина (исторический очерк) (1917-1957 гг.) / под ред. М.Л. Невского, С.А. Жекулина. Калинин: Калининское книжное издательство, 1959. 151 с.

 


Источники

1. Архив школы Максимовича в Научной библиотеке ТвГУ. Ед. хр. 11.

2. ГАТО. Ф. 153, опись 1, ед. хр. 126.

3. Известия Тверского педагогического института. Выпуск I. Тверь, 1926. 85 с.

4. История ТвГУ в документах / под ред. С.Н. Смирнова, О.К. Ермишкиной. Тверь: Лилия Принт, 2006. 264 с.: ил.

5. Полянский П.П., Сланевский В.У. Калининский педагогический институт: исторический очерк // Калининский государственный педагогический институт им. М.И. Калинина 1917-1957: сб. статей, посвященных 40-летию института. Калинин, 1958 г. С. 3-16.

6. Тверской государственный университет: исторический очерк / ТвГУ; под ред. А.Н. Кудинова. 2-е изд., доп. Тверь: ОГУП "Тверское областное книжно-журнальное издательство", 2001. 192 с.: ил.