Тверская земская учительская школа им. П.П. Максимовича

Ботанический сад Тверского государственного университета

Архиерейская слобода

Калининский государственный педагогический институт

По местам полевых практик

Калининский (Тверской) государственный университет

Дружина охраны природы

Тверской государственный объединенный музей

Дальние выездные практики

Тверская областная станция юных натуралистов

Биологический факультет Тверского государственного университета

Благодарности

 

 

 

 

 

Учебный процесс


С момента образования института на естественно-географическом отделении преподавались физика, химия, биология, ботаника, биология, общее землеведение. Привлечению квалифицированных лекторов, преподавателей. Профессоров благоприятствовала близость к Москве. По этой же причине сравнительно легко удавалось наладить повышение общественно-педагогической подготовки актива учителей города и преподавателей института. По отдельным вопросам по приглашению Губоно приезжие учёные читали лекции и делали доклады. Несмотря на то, что до 1922 года Наркомпрос единых для всех педагогических институтов программ не разрабатывал, учебный процесс в институте стал приобретать логичные очертания. Учебные занятия проводились в форме лекций, семинарских и лабораторных занятий. Проводились учебные экскурсии и практические занятия в природе по типу полевой практики. С 1920 года начали работать научные студенческие кружки. С 1923 года на факультете естествознания бессменным руководителем сельскохозяйственной практики стал И.Г. Дьяконов, который с 1927 по 1940 год был деканом факультета. В проекте некоторых изменений работы Пединститута на 1923-1924 академический год отмечалось, что для проведения систематических постоянных курсов необходимо в полной мере использовать имеющиеся не только в Твери преподавательские силы и принимать меры к тому, чтобы привлечь в Тверь на постоянное жительство силы из других городов, в особенности Московских и Ленинградских лекторов. Каждые штатные преподаватели должны были обязательно посещать занятия данных лекторов. За период с 1918 по вторую половину 1930-х гг. в Пединституте в качестве приглашенных работали следующие сотрудники: А.П. Ильинский, С.В. Аверинцев, В.М. Боровский, В.Ф. Натали, А.В. Образцов, В.В. Первозванский, А.Ф. Пустовойт, Н.Н. Соколов, А.С. Порецкий, В.В. Успенский, Л.Н. Воскресенский, В.М. Арциховский, М.М. Беляев, И.Г. Васильков, Д.М. Корольков, И.И. Старостин, В.А. Шиголов, А.А. Стром, Э.М. Ляйман, В.А. Качаев, Б.С. Ильин,Е.А. Покровский, В.А. Герд и др.

Особенно большой ущерб построению учебного процесса в институте, как и в других вузах, принесло введение так называемого «бригадно-лабораторного метода». По этому «методу» лекции были отменены, уступив место беседам, занимавшим ничтожное место в учебном процессе. Студенты должны были самостоятельно в бригадах прорабатывать учебный материал. В начале 1930-х гг. уделялось большое внимание работе кабинета ботаники, участию студентов в выставках и работе с колхозами, участия в экспедициях и научно-исследовательской работе, укомплектованности учебными пособиями, постановке лабораторных работ. С 1932 года на факультетах началась большая внутренняя работа по упорядочиванию и совершенствованию учебного процесса. Были дооборудованы кабинеты ботаники и методики естествознания. Было приобретено много оборудования для обслуживания учебного процесса и научной работы. В.Ф. Натали в 1935 году была составлена учебная программа по кафедре зоологии и общей биологии, в которой генетике и эволюционному учению уделялось достаточно большое количество времени. В это же время подчеркивается важность всех форм работы для подготовки полноценного специалиста: лекции, изучение филогенеза, лабораторные исследования, экскурсии, наблюдения в природе, семинары, работа в научных кружках, самостоятельная работа. Эта важность подчеркивалась и Наркомом просвещения РСФСР, Управлением подготовки учителей Наркомпроса, особенно по программе зоологии со сравнительной анатомией и эмбриологией для факультетов естествознания педагогических институтов. М.Л. Невский подчеркивает важность ведения тесных связей с колхозами, в том числе и с привлечением сотрудников кафедры агрономии. Особое внимание уделяется распространению учения Тимирязева. В пединституте существовали кабинеты (ботаники, зоологии, естествознаниязадачи которых были весьма разнообразными: методическая помощь школе I и II ступени, организация живых уголков, помощь юннатскому движению, организация выставок оборудования и пособий, помощь в написании дипломных работ, обработка экспедиционного материала (в том числе и из дальних практик) и соответствующие выставки и др.

В послевоенные годы институт добивался укрепления материальной базы и создания необходимых условий для учебной и научно-исследовательской работы. В 1949 году институт принял обратно от горсовета ботанический сад, привёл его в надлежащий порядок. Усилиями кафедры ботаники сад превращён в хорошую учебную и научно-исследовательскую базу. Также появился пришкольный участок, была открыта мастерская по изготовлению наглядных пособий. В 1950 году создана лаборатория для проведения анатомических работ по анатомии и физиологии животных.

Августовская сессия ВАСХНИЛ 1948 года не прошла бесследно и для нашего факультета. Совершенно по-иному оценил её итоги доцент А.В. Третьяков. Он выпустил в 1948 году тезисы с критикой Т.Д. Лысенко, а также с негативной оценкой научного наследства академика И.П. Павлова. Впоследствии он был уволен. В 1957 году создан студенческий клуб для организации внеклассной работы студентов, открыто три фотолаборатории, которые готовили материал для учебных занятий.

В послевоенные годы успешно проходила политехническая подготовка на естественно-географическом факультете. Особенно тщательно отрабатывались темы, рассматриваемые в учебниках средней школы. Большой размах приобрело изготовление наглядных пособий: гербарных образцов, коллекций по определённым группам растений, сложных препаратов, биологических коллекций. В 1947 году в пединституте было организовано студенческое научное общество, задача которого была привлечение студентов к научным исследованиям. Одной из важнейших форм совместной с преподавателями научной работы было участие в экспедициях краеведческого характера, сбор и обработка материала, пердставление докладов на студенческих научных конференциях. В 1967 г. факультет перезжает в новое здание по адресу пр-т Чайковского д, 70, где располагается и сейчас.

 


Источники

1. ГАТО. Р-1213, опись 1, ед. хр. 142, 304, 465, 471; опись 2, ед. хр. 130; опись 10, ед. хр. 10; опись 10 (37), ед. хр. 11; опись 53, ед. хр. 1938.

2. Полянский П.П., Сланевский В.У. Калининский педагогический институт: исторический очерк // Калининский государственный педагогический институт им. М.И. Калинина 1917-1957: сб. статей, посвященных 40-летию института. Калинин, 1958 г. С. 3-16.

3. Тверской государственный университет: исторический очерк / ТвГУ; под ред. А.Н. Кудинова. 2-е изд., доп. Тверь: ОГУП "Тверское областное книжно-журнальное издательство", 2001. 192 с.: ил.