Тверская земская учительская школа им. П.П. Максимовича

Ботанический сад Тверского государственного университета

Архиерейская слобода

Калининский государственный педагогический институт

По местам полевых практик

Калининский (Тверской) государственный университет

Дружина охраны природы

Тверской государственный объединенный музей

Дальние выездные практики

Тверская областная станция юных натуралистов

Биологический факультет Тверского государственного университета

Благодарности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тверской общественно-педагогический кружок


Тверской общественно-педагогический кружок - уникальное объединение тверских педагогов и общественников начала XX века, которые ставили перед собой не только вопросы образования (педагогики и психологии), но выдвигали десятки общественных вопросов, направленных на развитие Твери и Тверского региона. Этот бесценный опыт послужил основой
многим аналогичным начинаниям в Калининском государственном педагогическом инстиуте.

В истории возникновения и развития Тверского Общественно-педагогического кружка слились два течения: общественный подъем, связанный с первой русской революцией 1905 г., и глубокое педагогическое течение, образовавшееся в Твери, благодаря работе земской учительской школы Максимовича. Второе из этих течений для Твери оказалось гораздо раньше. Земская учительская школа П.П. Максимовича с самого своего возникновения была учреждена общественным и вместе с этим одним из выдающихся центров педагогической культуры. Двери школы всегда были широко раскрыты для всех интересующихся вопросами воспитания и образования. В ней уже давно устраивались по четвергам педагогические совещания и собеседования, вначале носившие внутришкольный, так сказать домашний характер, но затем все шире и шире захватившие наиболее идейные круги тверского учительства. Из этих педагогических «четвергов», как из своего эмбриона, и зародился Общественно-педагогический кружок. Но для того, чтобы этот эмбрион кружка мог развиться в сколько-нибудь значительную общественную единицу, требовались благоприятные условия в атмосфере русской общественности. В числе этих начинаний возникло в Твери несколько таких общественных просветительских учреждений, как детские сады, школы, народный университет и т.п. Осенью 1905 г. состоялось открытие общественного реального училища, организованного группою тверских педагогов и общественных деятелей. На этом собрании и решено было организовать Тверской педагогический кружок. Группе лиц из числа собравшихся было поручено выработать устав кружка. При этом наметилось два течения: одно стояло за организацию педагогического клуба, а другое, коих было большинство, настояло на организации педагогического кружка с широкими общественными функциями. После довольно долгих мытарств 31 июля 1907 г. определением Тверского Губернского по делам об обществах Присутствия кружок внесен был в реестр обществ и союзов по Тверской губернии и тем самым Устав Кружка получил официальное признание и Кружок мог начать свою работу. Но изначально прообразом Кружка стало Тверское общество любителей археологии, истории и естествознания. Его целью было всестороннее изучение Тверского края, распространение собранного материала и поддержание Тверского музея для выполнения разнообразных и плодотворных задач в рамках естественно-исторической секции. В 1898 году общество выпустило Программы и наставления для наблюдений и собирания коллекций по геологии, почвоведению, зоологии и ботанике.

Важно отметить, что у истоков Кружка стояли преподаватели-естественники школы Максимовича: преподаватель физики Л.В. Кандауров, естествознания А.Н. Светликова и химии М.Ф. Савина.


Кружок ставил себе главной целью «изучение учебно-воспитательного дела и содействие его надлежавшей постановке в г. Твери на началах взаимодействия между школой, семьей, и обществом". Для достижения этой цели кружок имел право: а) устраивать собрания членов для чтения и обсуждения докладов по теории и практике воспитания и обучения; б) организовывать отдельные комиссии для разработки специальных вопросов; в) устраивать лекции, рефераты, образовательные экскурсии, выставки и т.п.; г) учредить библиотеку-читальню и принимать меры, чтобы облегчить членам возможность пользоваться существующими в Твери библиотеками общественными и дать желающим возможность следить за вновь выходящими изданиями из области педагогики; д) принимать меры для того, чтобы облегчить членам ознакомление с существующими в разных учреждениях Твери коллекциями наглядных пособий и содействовать возможно полному пополнению их, а также, если позволяют средства, устроить свой собственный музей и мастерскую наглядных пособий; е) устраивать для учащихся лекции, чтения, беседы и экскурсии; ж) организовывать учреждения для содействия физическому развитию детей (площадки для игр, прогулки, катки и т.п.); з) издавать брошюры, книги и труды общества, а также, если это окажется возможным, и периодический орган.

Все эти задачи не были простой широковещательной декларацией, а действительно осуществлены были полностью, как показывает история развития Кружка. Таким образом Кружок при самом своем возникновении стремился слить воедино два начала в деле воспитания и образования - школу и общество, - этот лозунг и сделался характерным для всей истории его существования. Стоит взглянуть на его состав в разные годы: 1907-1908 77 членов, 1908-1909 80 членов, 1909-1910 50 членов, 1910-1911 71 член, 1911-1912 117 членов, 1912-1913 258 членов. С течением времени в его состав входят представители все более и более широких общественных кругов: адвокаты, врачи, агрономы, инженеры, местная интеллигенция, рабочие (в лице сотрудников фабрики Рождественской мануфактурыРождественская мануфактура) и др. Одним словом, Кружок привлекает в свой состав почти всех из Тверского общества, кто интересуется педагогическими вопросами.

Уже в первый год широко была намечена программа его работы для удовлетворения запросов членов, набиравшихся в начале деятельности кружка в большинстве из состава педагогов. Это была поистине героическая эпоха различных начинаний в области воспитания и образования. Были намечены 13 комиссий и секций по самым разнообразным педагогическим вопросам. Которые и работали с большой напряженностью. Каждый день недели происходили заседания в двух помещениях, а на один из дней приходилось даже 3 параллельных заседания. За год работы накопился такой обширный материал, затронуто было столько педагогических вопросов, сделано было столько докладов, что Совет Кружка, подводя итоги работы 1-го года, пришел к заключению о невозможности всю эту работу отобразить в печатном отчете и поэтому решения совсем ее не касаться, а ограничиться лишь денежным отчетом. При этом доклады, хотя и оставались педагогическими по своему содержанию, касаясь вопросов педологии и психологии, преподавания различных предметов. Все чаще и чаще отзывались на события общественной жизни в разных ее сторонах и направлениях.

Во второй год в кружке мы наблюдаем выступления об устройстве драматических и музыкальных развлечений для учащихся, об открытии в Твери народного детского сада и особенно об организации художественное и художественно-промышленной выставки. В третий год существования кружка вопросы, касающиеся воспитания и образования, являются преобладающими. Параллельно в кружке дебатировались вопросы об организации в Твери детских площадок, о современном положении дела о реформе русского правописания (в связи с участием Ф.Ф. Ольденбурга как члена орфографической подкомиссии при Академии наук). Четвертый год своего существования кружок в связи с 50-летием юбилеем крестьянской реформы решает вопрос о широком участии в различных съездах и выставках, в том числе и экскурсии на славянские земли. Именно с этого момента экскурсионное дело стало необходимой составной частью образовательного процесса в любом учебном заведении [4]

В числе других сторон деятельности Общества следует остановиться на организации экскурсии воспитанниц старшего класса школы П.П. Максимовича к Верховьям Волги. В задачи нашего общества входит не только помощь отдельным воспитанницам, но и организация экскурсий и других образовательных предприятий.

Летом 1910 г. удалось положить начало и этой стороне деятельности общества. На заседании был поднят вопрос о желательности организации для выпускного класса экскурсии в пределах Тверской губернии. В заседании Правления было указано, что в видах общей подготовки будущих учительниц, кроме экскурсии в столицу, были бы желательны и другого рода экскурсии, которые знакомили бы учениц с местной природой, местной жизнью и достопримечательностями. После обсуждения различных маршрутов решено было остановится на экскурсии к верховьям Волги с остановкой в В. Волочке, в Осташкове и в Ниловой Пустыне.

Поездка оказалась во всех отношениях чрезвычайно удачной: она много дала ученицам в области знания и непосредственных впечатлений природы и жизни, существование которых в юношеские годы так важно для правильного образования характера, наконец эта поездка имела и ещё один очень ценный результат - она скрепила связь школы с местностями Тверской губернии. Отношение, которое встретила на местах наша школьная экскурсия, было в высшей степени внимательное и радушное.



Помимо этого широкого участия Кружка в съездной работе необходимо отметить за 5 и 6 годы еще следующие вопросы, осаждавшиеся на его заседании: о применении кинематографа для научных и учебных целей, об особенностях современной молодежи вообще и женской в частности, о физических свойствах женщины, о половом воспитании учащихся, о правильной организации библиотечного дела. В 6 год доклады: об опытной постановке в начальных школах курса анатомии и физиологии человека, об организации краткосрочных курсов по огородничеству и садоводству, о подготовке праздников древонасаждения, о пешеходных образовательных экскурсиях, об организации Центрального музея в г. Твери и т.д. Интересно отметить, что характерным для данного года было также привлечение многих докладчиков из столиц. 7 и 8 год работы Кружка характеризуются тем. Что продолжая наметившуюся ранее линию работы, Кружок особое внимание уделяет организации дошкольного воспитания и школьного образования. В 8 год центральной темой был доклад, посвященный вопросу об общем образовании с подзаголовком: его настоящее при свете прошлого и желательное будущее. В 9 год существования Кружка центральной его темой стали доклады о задачах воспитания в свете современных событий (Первая Мировая война), а также о новой (Игнатьевской) реформе образования средних школ. Но особое внимание было в этот год уделено вопросам о дошкольном образовании. Помимо налаживания педагогической работы в среде своих членов Тверской общественно-педагогический кружок проявил большую инициативу и значительную энергию по целому ряду других направлений своей общественно-педагогической деятельности. Эти направления наметились в основных чертах уже во второй год работы Кружка и заключались в следующем: в устройстве публичных лекций (приглашение лекторов из столиц), в организации различных практических занятий и курсов, в устройстве летних детских площадок, в различных формах попечения об учащихся, в издательской деятельности, в устройстве выставок разного рода, в участии в ознаменовании различных событий текущей жизни.

В сущности говоря, издание Кружком брошюры «Весенние наблюдения природы» (первое издание вышло в свет в 1908 г.) вызвано было желанием Кружка помочь составлением этой полезной книжки учащимся в их естественных попытках к проявлению любознательности путем наблюдения жизни природы. Эта брошюра сравнительно быстро была распродана и вскоре же потребовалось новое ее издание. Кружок взял на себя эту задачу и выпустил 2-е издание, значительно переработанное и дополненное новым материалом. Для полноты обзора мероприятий Кружка в области его общественных начинаний необходимо упомянуть о налаживании им библиотечного дела в Твери. Члены кружка участвовали в упорядочении Городской публичной библиотеки (теперь Центральная), библиотеки кооперативной (Рождественского и Городского общества потребителей), в организации Детской библиотеки, а затем в кружке была основана своя библиотека, получившая после смерти основателя Кружка название «Библиотека имени Ф.Ф. Ольденбурга».

 

 

Источники


1. Архив школы Максимовича в Научной библиотеке ТвГУ. Ед. хр. 6, 18, 25, 35.

2. ГАТО. Ф. 848, опись 1, ед хр. 364. Р-1213, опись 1, ед. хр. 682.

3. Обитель просвещения и добра: фотоальбом к 140-летию школы Максимовича / редкол. О.К. Ермишкина, В.И. Лавренов, Т.Г. Леонтьева, Е.А. Селунская, Ю.В. Степанова. Тверь, 2010.

4. Отчёт общества попечения о нуждах учившихся и обучающихся воспитанниц женской земской учительской школы имени П.П. Максимовича. Тверь, 1913.

5. Школа Максимовича [Электронный ресурс] / Тверской государственный университет, Научная библиотека. Тверь, 2007. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).