Тверская земская учительская школа им. П.П. Максимовича

Ботанический сад Тверского государственного университета

Архиерейская слобода

Калининский государственный педагогический институт

По местам полевых практик

Калининский (Тверской) государственный университет

Дружина охраны природы

Тверской государственный объединенный музей

Дальние выездные практики

Тверская областная станция юных натуралистов

Биологический факультет Тверского государственного университета

Благодарности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогическая практика


Начиная с 1919 года, велась работа не только по подготовке будущих учителей, но и по переподготовке учительства и по поддержанию научных и педагогических интересов. Такие цели ставил себе Общественно-педагогический кружок. Институт вступил на тот же путь очень скоро после своего возникновения, опираясь сначала на московских лекторов, выступавших для учителей в различных аудиториях города. Объединение педагогических сил, сопровождавшее открытие в 1919 году ИНО - помогло сконцентрировать в руках педагогического учебного заведения более высокого типа выполнение этой задачи - работы среди учительства. Тесный контакт между Губернским Отделом Народного Образования и сложившимся при его поддержке и содействии ИНО был естественным ответом на обращенные к Губотнаробразу запросы и чаяния учителей губернии. В том опыте, который в 1923 году лег в основание схемы программ Единой Трудовой Школы, в том опыте, который суммировала комиссия по ликвидации неграмотности и который отразился в других положениях и программах. К началу 1924 года, когда проходила Первая Всероссийская педагогическая конференция, пединститут уже имел большой опыт работы в этой области. Выставки, возникшие научные общества уже были известны учительству губернии, помогая распознавать новые методические подходы. Связь института с культурными учреждениями была постоянной и органичной, и прежде всего со школами, с учительством. Начиная с 1919 года, губернский отдел народного образования проводил большую работу по подготовке и переподготовке учителей I и II ступени. Заведование курсами, методическое руководство ими и преподавание на этих курсах осуществлял институт силами своих научных работников. Большую работу проводили студенты по ликвидации неграмотности населения. В феврале 1924 года Наркомпросом была проведена в Москве Всероссийская конференция по педагогическому образованию, в решениях которой было указано на необходимость приблизить подготовку педагогов к нуждам и запросам школы, в которой будет работать оканчивающий институт будущий учитель. Претворяя это указание в жизнь, Тверской педагогический институт поставил для себя две задачи: 1) учить студентов сочетать учебно-воспитательную работу в школе с общественной работой среди населения; 2) в самом институте соединить общенаучную и специально-педагогическую подготовку студентов с ознакомлением их с сельскохозяйственным производством, как с ближайшим производственным окружением школы.

С начала 1924-1925 учебного года преподаватели-методисты приняли деятельное участие в работе кружков по переподготовке. Особенно энергично работали математики и естественники. Естественники, организовавшиеся в руководимое профессором В.А. Гердом и С.И. Эдельштейн "Общество распространения естественно-исторического образования", поставили ряд докладов Ленинградских, Московских и Тверских лекторов на темы научного и методического характера. При обществе были проведены показательные экскурсии с учащимися, которые показали несомненную важность этого вида работы в подготовке будущих педагогов-естественников. По мысли В.А. Герда методисты института должны стать возможно ближе к практической школьной работе. Он сам взял на себя - первый - ведение занятий в одной из групп опытно-показательной школы при институте по естествоведению. Ведущаяся студентами института педагогическая, педологическая и методическая практика в школах города, различные студенческие наблюдения сближали еще более институт и учительство города и даже губернии.

В том же 1924-1925 гг. в институте встает вопрос о том, что практика студентов (в основном педагогическая) должна решать и производственные задачи, квалифицируя ее как педагогическую общественно-полезную работу и методически оформленную ответственную работу педагога. Пединститут проводит курс "Производственная практика по заданиям Губоно и Губпроса". Охват учреждений был достаточно обширный. Студенты работали в Губернском доме крестьянина, Центральной детской библиотеке, в школах Соцвоса, в приемнике-распределителе, Научно-методическом бюро Губоно, Центральном рабочем клубе, месткомах Рабпроса, детских домах, школах малограмотных (которые сами и организовывали). Таким образом получилось наладить связь с деревней. Дом Крестьянина использовал эту связь для выполнения студентами некоторых заданий во время зимних каникул. А работа по ликвидации неграмотности и малограмотности, развернувшись широко в городе, перебросилась и в деревню. В подшефных деревнях (Курово и Лебедево Тверского уезда) скоро были из школ малограмотных развернуты курсы, куда наши студенты выезжали на 3 дня в неделю. Работа проводилась во многих учреждениях с широким охватом различных сторон педагогического производства, не стесняясь при этом самыми мелкими будничными ее видами. Дискуссия, проведенная со студентами, выяснила, что они от такой работы получили весьма много: изучили в практическом разрезе весь процесс педагогического производства, приобрели многие организационные и технические навыки, получили и использовали возможность применить свои теоретические познания не только технически, но и свободно-творчески, приобрели практический опыт коллективной и групповой работы в самых разнообразных областях педагогического труда. В течение 1925-1926 года для обзора состояния народного образования в Тверской губернии было организовано обследование его на местах, куда студенты выезжали в течение зимних каникул. Для производства этих обследований рекомендованы были те же программы, которыми пользовались при изучении тверских учреждений, только в несколько сокращенном виде. Каждая группа снабжена была рядом вопросов, приспособленных к характеру работы отдела и выработанных на предварительной конференции перед этим собеседованием. На основании печатных материалов студентами были составлены схемы и диаграммы, рисующие положение народного образования в РСФСР. В 1929 году была утверждена программа по общей методике естествознания (3-5 курс): классификация и систематика (их значение в науке и школьном курсе), методика и методология наблюдения и опыта, различные методы преподавания, экскурсионная работа в школе, внешкольная работа (живые уголки и пришкольные участки), краеведение и естествознание в школе (изучение местной природы и организация музея местной природы), учебные пособия по естествознанию (таблицы, модели, препараты, скелеты, чучела, роль микроскопа, кинематограф и его роль в преподавании естественных наук), естественно-исторические книги.

Начиная с 1928-1929 года, значительно расширилась общественная работа студентов. Свыше 300 студентов вели систематическую работу по ликвидации неграмотности. Проводилась работа коллективизации сельского хозяйства и агропропаганде. С 1932 года коренным образом изменилась организация педагогической практики. Устанавливалось, что ответственность за проведение непрерывной производственной практики и её качество лежат на заведующем кафедрой и преподавателях соответствующих дисциплин. Преподаватели обязаны выезжать вместе с группой на место практики, сопровождая последнюю консультацией, лекциями и т.п. Это повысило роль методистов на кафедрах института, где работали методические объединения учителей. Большая методическая работа развернулась на базовой школе института (№ 7 города Твери). Практика проводилась почти во всех школах города. В кабинетах института устраивались выставки, освещающие опыт школ и учителей. Передовой опыт учителей и актуальные вопросы методики преподавания освещались в местной и центральной печати. Большую работу среди учителей по методике естествознания проводили преподаватели на кафедрах. В 1938 году выходит пособие для учителей В.П. Пономарева «Экскурсия в лес». В послевоенное время институт в связи с укреплением своей материальной базы взял на себя обязанность вести подготовку учителей в более широких масштабах. Коллектив института считал, что каждый студент должен иметь широкую общенаучную и серьёзную специальную подготовку, всесторонние знания по предметам своей специальности и прочные профессиональные умение и навыки. Решение этой задачи институт видел не только в хорошем преподавании и умелой передаче профессорско-преподавательским составом знаний, но и в установлении тесной связи теоретического материала с практической деятельностью и в привитии студентам навыков и умения, необходимых для будущей профессиональной деятельности. В лекциях по ботанике выяснялась роль почвенных бактерий в создании плодородия почв, с чем, как известно. Связана система земледелия, предложенная Мальцевым; в курсе основ сельского хозяйства использовался конкретный материал из практики колхозов, где проходила сельскохозяйственная практика. Лабораторно-практические занятия начали проводиться с более тщательной подготовкой не только в городских, но и в сельских школах. Педагогическая практика стала проводиться не только в городских, но и в сельских школах, где для студентов оказалось больше условий, позволяющих в короткий срок узнать коллектив обучающихся, быстро войти в жизнь школы и почувствовать себя преподавателем и воспитателем. Работа не ограничивалась только чтением лекций и развёртывалась в следующих направлениях:

  1. лекции и доклады на методические темы в методических объединениях учителей на общих собраниях и конференциях в Доме учителей;
  2. практикумы для учителей в лабораториях института;
  3. консультации и выставки для учителей и учащихся;
  4. обслуживание школ наглядными пособиями;
  5. обзорные лекции и демонстрации опытов для учащихся старших классов школ;
  6. организация кружковой работы учащихся в масштабе города;
  7. подготовка к научно-практической конференции учителей.

В начале 1930-х гг. педагогическая практика старших курсов проходила не только в школах г. Калинина, а также за пределами Калининской области: Тула, Шацк, Ивановское, Загорск, Калуга, Касимов, Коломна, Малоярославец, Михайлов, Покров, Ряжск, Рязань, Серпухов, Скопин, Ногинск, Орехово-Зуево, Павлов Посад.

В 1934-1935 гг. важность педпрактики поднимается на очень высокий уровень в пединституте. Был наибольший разрыв теории с практикой, особенно в психологии и педологии. Второй существенный недостаток практики – это неумение вуза найти для себя место в «педагогическом производстве», сделать основной базой все практики школу, весь ее сложный учебный многообразный процесс, ввести студента через практики в школьную жизнь. Недопустимо слабо была отражена в общепедагогической практике воспитательная работа: воспитание через предмет, воспитательная работа учителя, классного руководителя, воспитательная работа родителей. Это все обосновано указанием ЦИКа от 19.09.1932 г. о том, что производственная практика являлась составной частью учебы студента, что теория и практика должны быть связаны в единый учебный процесс, что в этом едином учебном процессе каждая ступень производственной практики подчиняется прохождения соответствующей части теоретического курса. Между преподавателем педагогики и руководством педагогической практикой нередко еще нет полной согласованности и взаимодействия. Содержание практики было часто весьма элементарно, расплывчато, методика была не продумана, в организации было не мало стихийности.

Необходимым условием рационального построения педагогической практики являлось включение в нее специалиста психолога и специалиста педолога. Оно должно было осуществляться в форме: специального психолого-педагогического практикума, включения совместно психолога и педолога совместно с методистом в руководство педагогической практикой (3 и 4 курс). Психологический практикум по своему содержанию должен был ознакомить студентов с элементарными методами экспериментального исследования основных психических функций, особенно мышления, уровня умственного развития, внимания в чисто педагогических целях. Педагогический практикум должен помочь студенту овладеть необходимыми навыками в вопросах изучения среды, трудного детства, поведения. Педагогическая практика на 3 курсе имеет целью обеспечить систематическое изучение учебной и воспитательной стороны и материальной базы учебных занятий по специальности. Ознакомить на практике с содержанием, методикой и организацией учебной работы, с условиями работы и самой работой педагога-специалиста, закрепления знаний, полученных студентами в курсе частной методики. Методическая практика должна вооружить студента элементарными практическими умениями и навыками в планировании урока по специальности, в подготовке к уроку и его проведению, в использовании на уроках учебных пособий, дидактического материала, учебников. Она должна закрепить знания общепедагогических требований к уроку, полученных студентами на 2 курсе. Практика по естествознанию проводилась на 3 и 4 курсах. Теоретической основой так понимаемой методической практики должна была стать не только частная методика по специальности, но и педагогика, и психология, и педология, и основные специальные дисциплины.

Педагогическая практика на 3 курсе должна включать следующие виды педагогической практики: изучение методов обучения и форм учебной работы по специальности, ознакомление с учебными пособиями, изучение школьной работы по специальности, проведение каждым студентов трех пробных уроков и подготовка  к ним, присутствие на уроках товарищей в различных классах школы и обсуждение их, проведение одного внешкольного мероприятия и подготовка к нему, присутствие на двух внешкольных мероприятиях товарищей и разбор их. Специфика методов обучения и форм организации учебной работы по специальности во время прохождения общей части методики изучалась путем наблюдения показательных уроков. Наиболее ценны показательные уроки самого методиста в особенности, если он работает в школе на таких уроках студентам обеспечивается то, что методист хотел бы показать и что даже часто опытный преподаватель школы не сможет показать с должным эффектом. В этом случае необходим весьма внимательный и исчерпывающий инструктаж методиста. Перед каждым показательным уроком методист дает инструктаж и студентам, что и как наблюдать, что записывать. К двум-трем урокам студенты получают заранее план их с указанием литературы, которую студент должен прочесть. План помогает следить за ходом урока. С целью лучше организовать наблюдение студентов за показательными уроками и подготовить к участию в разборе, необходимо при инструктировании напомнить им основные требования к курсу и дать схему анализа урока. Слушание пробных уроков студентами и разбор их будет также углублять изучение содержания, методов обучения и форм организации учебной работы по специальности. Изучение планирования учета учебной работы по специальности начинается уже в связи с наблюдениями за показательными уроками методиста или учителя базовой школы.

Во время пробных уроков студенты становятся активно действующими участниками учебного процесса. От их подготовленности, умения организовать учащихся на работу, выдержанности, умения быстро ориентироваться в сложившейся в классе обстановке, от методической вооруженности будет зависеть успех одного из решающих моментов практики. Вся работа студента в связи с дачей пробного урока идет, примерно в такой последовательности:

  1. Название темы, класса и времени урока.
  2. Получение от преподавателя класса материала и консультаций.
  3. Ознакомление с соответствующими разделами программы.
  4. Предварительная консультация руководителя практики.
  5. Проработка материала учебника, рекомендованной литературы, подбор учебных пособий. Посещение урока преподавателя, консультация преподавателя по специальности.
  6. Составление плана и конспекта урока.
  7. Консультация п конспекту у преподавателя школы.
  8. Просмотр и утверждение конспекта руководителем практики.
  9. Продумывание и освоение урока и изготовление учебных пособий.
  10. Дача урока.
  11. Разбор урока.
  12. Отчет по уроку.

Консультация перед первым пробным уроком должна выяснить:
а) что проработано на предшествующих уроках,
б) какой цели должен добиться практикант на уроке и каков объем программного урока,
в) как увязать материал урока с ранее пройденным,
г) какие учебные пособия по теме урока есть в школе,
д) какие письменные работы намечал провести в классе учитель или дать на дом, какая домашняя работа была дана на предыдущем уроке,
е) какие записи учащиеся должны сделать в своих тетрадях и требования к записям со стороны учителя,
ж) кого надо спросить и способы опроса,
з) каковы критерии оценки.

Практика по внешкольной работе должна начаться параллельно с прохождением вопросов внешкольной работы в курсе частной методики. Внешкольные мероприятия в общем плане внешкольной практики группы должны быть подобраны так. Чтобы студенты ознакомились с различными формами и методами внешкольной работы по специальности: лабораторные занятия, конструирование и изготовление самодельных приборов, кружковые занятия с применением различных методов, систематические наблюдения в живом уголке и в природе. Экскурсии, туристские походы, выставки, вечера, доклады, рефераты, викторины, внеклассные чтения и др.

Стажерская практика на 4 курсе соединяет новые для практиканта моменты в изучении учебного процесса и в приобретении педагогических навыков и умений и стары, уже известные по предыдущей практике 2 и 3 курсов, но нуждающиеся в повторной проработке, углублении и закреплении. Во время стажерской практики продолжается дальнейшее практическое изучение живого опыта школы путем наблюдений и самостоятельной работы. Стажерская практика должна была помочь студенту обобщить и связать воедино все представления об учебном процессе, полученные раньше, правильно понять роль и значение основных факторов учебного процесса, уяснить общий характер всех сторон школьной жизни, школьной работы и место в ней учителя. Она должна направить и развить педагогические навыки, навыки воспитательной и организационной работы. Стажерскую практику нельзя сводить только к более длительной. Она должна быть практикой, охватывающей все основные стороны школьной работы. Базами практик в Твери стали школы: 1, 3, 5, 6, 7, 8, 12, 14, 18.

В начале 50-х годов в планах научных исследований кафедр и факультетов важное место занимала подготовка учебников и учебных методических пособий для школ. Базовой школой для проведения практик стала женская школа № 12.

 

 


Источники

1. ГАТО. Р-93, опись 1, ед. хр. 33; Р-1213, опись 1. ед. хр. 106; опись 2, ед. хр. 411; опись 10(37), ед. хр. 9.

2. Известия Тверского педагогического института. Выпуск I. Тверь, 1926. 85 с.

3. Известия Тверского педагогического института. Выпуск II. Тверь, 1926. 87 с.

4. Известия Тверского педагогического института. Выпуск III. Тверь, 1927. 74 с.

5. Полянский П.П., Сланевский В.У. Калининский педагогический институт: исторический очерк // Калининский государственный педагогический институт им. М.И. Калинина 1917-1957: сб. статей, посвященных 40-летию института. Калинин, 1958 г. С. 3-16.

6. Тверской государственный университет: исторический очерк / ТвГУ; под ред. А.Н. Кудинова. 2-е изд., доп. Тверь: ОГУП "Тверское областное книжно-журнальное издательство", 2001. 192 с.: ил.