Тверская земская учительская школа им. П.П. Максимовича

Ботанический сад Тверского государственного университета

Архиерейская слобода

Калининский государственный педагогический институт

По местам полевых практик

Калининский (Тверской) государственный университет

Дружина охраны природы

Тверской государственный объединенный музей

Дальние выездные практики

Тверская областная станция юных натуралистов

Биологический факультет Тверского государственного университета

Благодарности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспоминания о жизни в школе


В этом разделе мы публикуем воспоминания воспитанниц разных лет, обучавшихся в Тверской земской учительской школе им. П.П. Максимовича

Из воспоминаний Прасковьи Петровны Никольской [3]

С 1 сентября 1910 года впервые начались занятия в двух больших зданиях - старомСтарое здание школы Максимовича (сейчас корпус № 1 исторического факультета ТвГУ) и в только что отстроенном новомНовое здание школы Максимовича (сейчас корпус № 2 ТвГУ по ул. Желябова, д. 33). С этого времени везде в школе провели электричество. Огромная груда керосиновых ламп разных фасонов еще лежала около погреба. Во всех помещениях было очень чисто и тепло. Паркет в новом здании блестел как зеркало. В старом здании жили и учились младшие классы: приготовительный, первый и второй (120 человек приблизительно); в новом здании - старшие классы: третий и четвертый (80 человек). Младшие ученицы ходили в класс рисования и на гимнастику в новое здание. Режим дня точно совпадал в обоих зданиях, за исключением звонка на сон. Старшим звонок давался в 11 часов вечера, а младшим в 10. Будили воспитатели в 8 часов утра звонком по спальням. В 8 часов 30 минут пили утренний чай с белым и черным хлебом. С 9 часов начинались уроки. После трёх уроков в 12 часов обедали и до2 часов ученицы были свободны, занимались приготовлением уроков или отдыхали, гуляли во дворе, где было много игр. До двух часов открывали спальни, но лежать не разрешалось. С 2 часов до 4 было два урока по рисованию. В 4 часа пили вечерний чай и до 6.30 воспитанницы занимались, чем хотели. Некоторые наиболее старательные учили уроки, читали книги, но большинство уходили гулять или беседовали с посетителями. Для приёма гостей имелась отдельная комната в нижнем этаже. В 6.30 запирались ворота и парадная дверь. Опоздавшие могли войти только позвонив, а впустившая их горничная докладывала начальнице, кто опоздал. Опаздывали очень редко.

Начиналась напряжённая вечерняя работа до 8 часов. В лабораториях велись практические работы по химии и физике, для чего каждый класс делился на две группы. В зале один из классов занимался гимнастикой. Воспитанницы 4 класса занимались разбором уроков, проведённых в этот день. Эти разборы назывались беседами. На беседах всегда было много преподавателей. В приготовительном классе в один из вечеров недели М.М, Клевенский читал художественные произведения. По субботам не было вечерних занятий, а была всенощная в новом здании. Набожностью ученицы не отличались, но присутствовать по мере возможности было нужно, так как каждый класс стоял отдельно от другого и сразу было заметно, где много отсутствующих. В 8 часов ужинали, и до 10 часов каждый занимался по своему усмотрению. Многие учили уроки и индивидуально, и коллективно. Некоторые учебники были на 4 человек и как правило на двоих. Да и более сильные ученицы помогали подругам. Любительницы чтения погружались в книги до настой. По воскресеньям и праздникам весной и осенью устраивались прогулки и экскурсии за город, зимой ходили на лыжах по Волге и в лес. Для девочек приготовительного класса и по утрам в воскресенье проводили уроки кройки и шитья. По вечерам часто устраивались концерты силами преподавателей Мужской гимназии. Праздничный вечер заканчивается шумной игрой в шарады.

Началась наша новая жизнь очень просто и легко. Все ученицы Школы Максимовича здесь не только учились, но и жили. Но даже в первые дни в Школе, оказавшись среди незнакомых людей, в новой обстановке, я не почувствовала ни растерянности, ни одиночества. Все мне кругом казались простыми, приветливыми, у меня совершенно легко завязались первые знакомства с одноклассницами, несмотря на мою застенчивость. Помню, как краснощёкая Наташа Лабазникова с живым дружелюбием подошла ко мне и пригласила быть её соседкой в большой светлой спальне с белыми кроватями и с тумбочками около них, и я с радостью согласилась. Помню, как затем вместе с нею мы весло бежали по лестнице старого здания в полуподвальную столовую со сводчатыми потолками, а там уже собралось много учениц за накрытыми столами, а за каждым хозяйничали две дежурные девочки. Всё это было мне удивительно интересно. Но рядом с Наташей сидеть в классе нам не удалось. Врач рассаживал всех по зрению, и непривычно для себя, я оказалась "на Камчатке", т.е. в самом последнем ряду и с незнакомой мне, но милой и дружелюбной Варей Михайловой, с которой несмотря на разные наши интересы мы все пять лет были хорошими товарищами и "добрыми соседушками", как написала она на своей фотографии при окончании Школы. И между собой, хотя и в стиле далёком от сентиментальности, мы повседневно проявляли душевное внимание друг к другу, не говоря уже о примитивном участии, например, к заболевшей, особенно, если она окажется в школьной больничке. Такую затворницу, конечно, развлекают записочками, заглядыванием к ней в окна и другими знаками сочувствия. А день рождения или именин! Как интересно было утром открыть ящик своего школьного стола! Там оказывалась целая груда красивых открыток, заранее выбранных на прилавке соседнего магазина. Даже от кого не ожидаешь! И это скромное внимание друзей, не забывших о твоём дне, было так приятно, что весь день становился радостным, праздничным, и в обеденный перерыв весело бежишь, бывало, в ближайшую лавочку "к Богданычу", чтобы купить пакетик дешёвых конфет и угостить ими в перемену друзей. Слово же "братцы", о котором я упоминала уже, часто звучала у нас, как вечевой колокол, когда надо было обсудить, что-то всем классом. Это "что-то" иногда сразу вспыхнет и загорится, как "вспыхнул" однажды журнал, когда несколько человек, воспламенённых этой мыслью, вбежали в класс, вскочили на кафедру и все вместе наперебой закричали: "Братцы, давайте издавать журнал!" И очень горячо, и шумно всем классом обсуждали этот вопрос, а журнал так и назвали "Вспышка". Почти сразу увлечённо стали строчить для него стихи, рассказы, для № 1 больше всего юмористические. Быстро выпустили первый номер в красиво нарисованной обложке и с весёлыми стихами на первой странице о том, как возник наш журнал. За первым скоро вышел второй, третий номер ... а затем, не помню на каком номере и почему, но довольно скоро наш журнал угас так же внезапно, как и возник. После я узнала, что были журналы и в других классах, и жили некоторые, кажется более долго и прочно.

Для наших классных сборищ было удобно, что в наших классах у нас стояли не парты, а столики и стулья. Их легко было раздвигать, когда нам нужно было свободное пространство - то для первоначальных репетиций к спектаклю, то к литературному вечеру, то для шарад, которыми мы очень увлекались, а в младших классах и для того, чтобы поучиться танцевать. Тогда в класс обычно вихрем, по-мальчишески, влетала весёлая шумна "Илюшка" и, вскочив на кафедру, выпаливала: "Братцы! Давайте танцевать! Раздвигайте столы! Лёшка, неси балалайку, гитару!" И если это находило отклик, моментально освобождали место, закрывали двери и начинался наш собственный танцкласс. В воскресенье же вечером вся школа часто собиралась на танцы в большой зал, где по просьбе учениц играла на рояле Ольга Юрьевна (начальница), а на больших вечерах с гостями - тапер. Такая была у нас общая школьная жизнь.

Учебных занятий у нас было много, особенно в старших классах. Кроме обычных 5 уроков с 9 часов до 16 часов с двухчасовым обеденным перерывом (12-14 часов), были ещё вечером полтора часа (с 6.30 до 9 часов) лабораторные занятия по естествознанию и минералогии, а в старшем классе педагогические беседы с обсуждением наших и "пробных" уроков старшеклассниц, которые они проводили в нашей "нормальной школе" (школа для городских детей в здании Школы Максимовича, служившая для практики учениц и наблюдения педагогической работы "образцовых учителей"). Но все занятия были распределены очень продуманно. У нас оставалось и свободное время, чтобы на площадке нашего большого двора (с кустами и деревьями) поиграть в крокет, в горелки, в лапту, в городки или небольшой компанией побродить по городу, посмотреть разные его уголки. Одно из ранних воспоминаний - "день ромашки" на улицах Твери. Я с Наташей Лабазниковой и Олей Курочкиной иду по залитой весенним солнцем многолюдной Трёхсвятской улицыТрёхсвятская улица, шли девушки и юноши с корзинками бумажных ромашек протягивают каждому цветок, чтобы так собрать деньги на борьбу с чахоткой - ужасным бичом того времени. Опустили монеты и мы, получили ромашки и радуемся, будто на празднике победы. А зимой на Волгу или в лес за Волгу отправлялись с лыжами. Лыжи теперь - обычное дело, а в те времена были редкостью. До школы Максимовича я видела в деревне только охотничьи лыжи - короткие, широкие, без палок, но с верёвочкой на "носу". Лыжный спорт и гимнастика тогда не были приняты, как теперь, тем более в женских школах. И вдруг, удивительное новшество: у нас в Школе ввели гимнастику! Затем появились лыжи! Мы были в восторге. Причём гимнастика у нас была тогда "шведская", с палками, а лыжи - "финские". Для гимнастики мы облачались в особые, не обыкновенные для того времени костюмы, очень целесообразные и удобные: в шаровары до колен, рубаху, вроде мужской косоворотки с поясом, в специальные туфли с резиновой подошвой. Из Москвы приехала к нам изящнейшая руководительница гимнастики - Ю.М. Белоусова. А финские лыжи с палками и тонкими гнущимися валенками к ним доставляли нам много часов, когда в свободные дни мы неслись на них с высоких берегов Волги или ходили среди девственной белизны заснеженных полей и лесов Заволжья. Соревнования спортивные на совсем тогда не занимали. Просто весело было двигаться, дышать искристым зимним воздухом, радоваться на красоту мира и чувствовать себя счастливыми. Весело было даже смотреть на удивление горожан, когда с лыжами в руках мы проходили по улицам города. Так проводили мы свободное от учебных занятий время, и наш досуг очень обогащал нас жизненными впечатлениями.

 

 


Источники

1. Архив школы Максимовича в Научной библиотеке ТвГУ. Ед. хр. 16, 25.

2. Ильина Т.А. Школа Максимовича: исследование и материалы. Тверь: ТО "Книжный клуб", 2010. 184 с.

3. Обитель просвещения и добра: фотоальбом к 140-летию школы Максимовича / редкол. О.К. Ермишкина, В.И. Лавренов, Т.Г. Леонтьева, Е.А. Селунская, Ю.В. Степанова. Тверь, 2010.