Тверская земская учительская школа им. П.П. Максимовича

Ботанический сад Тверского государственного университета

Архиерейская слобода

Калининский государственный педагогический институт

По местам полевых практик

Калининский (Тверской) государственный университет

Дружина охраны природы

Тверской государственный объединенный музей

Дальние выездные практики

Тверская областная станция юных натуралистов

Биологический факультет Тверского государственного университета

Благодарности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тверская земская учительская школа им. П.П. Максимовича.
История создания и становления



В приют полнейшей простоты
Еще недавно полудикой,
Предстал как гость желанный ты
Своею мыслью великой.
И факел света внес с собой,
Там водрузил его на веки
Чтобы светил бы факел твой,
Пока времен изсякнут реки.
И не померкнет никогда
Сей светоч истины, науки
И к просвещенью с ним всегда
Пойдут чредой и внуков внуки……

Школа П.П. Максимовича была не только школой теоретической и практической подготовки учителей, но и центром, в котором собирался и обобщался опыт учительниц, окончивших эту школу и работавших часто в весьма отдалённых уголках страны.

Немного биографии Павла Павловича Максимовича, благодаря которому в Твери в 1870 году появилась первая женская учительская школа.

В детстве Павел несколько лет провёл в семье своего дяди, профессора, а потом и ректора Казанского университета И.М. Симонова, который в качестве астронома-наблюдателя участвовал в кругосветной экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. В гостеприимном доме Симонова собирались учёные Казанского университета, и Павел, присутствуя при их разговорах, проникался любовью к науке и просвещению народа. Уже там закладывались основы будущего Максимовича. В 1832 году родитель отдали Павла на обучение в Московский кадетский корпус, директором которого был известный моря И.Ф. Крузенштерн. 4 января 1835 года Максимович был произведён в гардемарины, 18 декабря того же года за хорошую учёбу и поведение - в старшие унтер-офицеры, 23 декабря 1836 года - в мичманы. Затем он поступил в офицерские классы, которые закончил через три года и 17 апреля 1840 года получил звание лейтенанта. 26 марта 1841 года был назначен в Московский корпус для надзора за преподаванием, а вскоре стал преподавать в гардемаринских классах навигацию, астрономию, теорию кораблестроения, в корпусе - географию. Ученики отзывались о Павле Павловиче восторженно: он был всесторонне образованным человеком, хорошо знал не только свой предмет, но и историю, классическую европейскую литературу. Особо привлекала учеников его доброта и отзывчивость, постоянная готовность оказать помощь. Летом он совершал со своими воспитанниками учебные плавания по Рижскому заливу и Немецкому морю. В 1848 году обстоятельства заставили Павла Павловича оставить службу в чине капитан-лейтенанта и поселиться в селе Спасском Кашинского уезда.

Сельцо Шепели (Шивелево) в конце 18 века входило в состав Мышкинского уезда Ярославской губернии, потом отошло к Углицкому. В конце 18 века сельцо принадлежало княгине Анне Абрамовне Козловской, вдове поручика князя Козловского. К середине 19 века имением владел капитан-лейтенант Павел Павлович Максимович. Сельцо расположено к северо-западу, на правой стороне речки Ардули и впадающих в неё на правой стороне ручья Ивановского и на левой стороне ручья Шишкинского. Речка Ардули течёт в отлогих берегах, весною в правую сторону разливается до 7 сажень, в жаркое время пересыхает и вода держится в бочагах. Ручьи Ивановский и Шишкинский текут в отлогих берегах, весною в сторону дачи разливаются до 10 сажень, в жаркое время пересыхают. Сельская застройка сосредоточена вдоль шоссе Кашин-Зеленцово. Подъездная дорога является планировочной осью усадьбы, делящей её на две части: северную и южную. В центре усадьбы расположен главный дом и один сохранившийся флигель, образующие парадный двор-каре. Севернее дороги расположены хозяйственные усадебные постройки. Усадебный парк имеет форму, близкую к прямоугольнику, вытянутому с севера на юг. На север и востоке он ограничен валом с канавой; на западе и юго-западе его естественной границей является река Ардуль, приток реки Корожечны; на юге чёткая граница отсутствует. Главным центром парка является двухэтажный каменный усадебный дом и пруд перед его южным фасадом. Парк является незаурядным произведением садово-паркового искусства Тверской области конца 18-19 веков, в котором гармонично сочетается пейзажный стиль с элементами регулярной планировки, который интересен дендрологическим составом насаждений.

С этого времени началась широкая общественная деятельность Максимовича. Когда правительство возбудило вопрос об освобождении крестьян от крепостной зависимости, в 1858 году дворянство Кашинского уезда избрало Максимовича своим депутатом в губернский комитет по устройству и улучшению быта помещичьих крестьян В 1859 году Максимович возвратился к сельской жизни, основал с своём имении школу и внимательно следил за преподаванием. С 1865 года он участвует в заседаниях Кашинского уездного земского собрания, а в 1866-1867 годы является членом Тверской губернской земской управыТверская губернская земская управа (сейчас здание администрации губернатора Тверской области). Сначала он заведовал делами губернской земской больницы, потом занимался вопросами народного продовольствия, но главным делом его жизни было просвещение народа. В 1869 году Максимович поставил вопрос перед земством о необходимости издания дешёвых книг для народного чтения, а главное - о подготовке достаточного количества учительниц для начального образования, по возможности, в каждом селении губернии. Павел Павлович считал, что именно женщина, дающая жизнь ребёнку, его кормилица и первоначальная естественная воспитанница, должна быть и его первой учительницей. В 1869 году проект организации школы был представлен на рассмотрение земства, но был отклонён как недостаточно разработанный. Тогда Максимович пошёл другим путём: он решил на свои деньги открыть в Твери учительскую школу. Он проводит совещания, обсуждает программу, устав, советуется с видными педагогами Петербурга. В результате устав и программа школы, а также ходатайство о разрешении на её открытие были утверждены попечителем Московского учебного округа 30 марта 1870 года. 1 декабря этого же года в небольшом флигеле при богадельне за Волгой произошло открытие школы. Первая программа обучения была крайне ограниченной, но предложить более широкую программу Максимович не осмелился, опасаясь того, что министерство вообще закроет школу. В первой программе естествознания (естественной истории) не было, но Павел Павлович несомненно понимал, что введение этого предмета необходимо. С декабря 1871 года земство признало школу и стало оказывать ей материальное содействие, а 10 июня 1872 года императорским решением она стала законно именоваться "Школой Павла Павловича Максимовича". Павел Павлович пользовался любым случаем, чтобы в виде ли взноса на содержание стипендиаток, покупкою книг и других учебных пособий, или в иной форме оказывать посильное материальное содействие своей школе. Не имея больших материальных средств и не желая испрашивать значительных пособий у земства, Павел Павлович старался обставить свою школу как можно проще и достигать хороших результатов с возможно умеренными затратами.

Павел Павлович Максимович очень внимательно относился к подбору учителей для школы. Уже в 1872 году в числе первых педагогов стал Александр Николаевич Робер, бывшей до этого 7 лет директором Тверской классической гимназии. По предложению А.Н. Робера в школе не применяли для оценки знаний баллы, их заменили характеристики успеваемости класса и каждой ученицы за полугодие. В 1874 году Павел Павлович привлекает к работе новые силы: на должность начальницы школы он пригласил Надежду Павловну Дьяконову, имевшую ранее в Петербурге своё женское училище. Он был настолько увлечён своим делом, что ему хотелось внедрить как можно больше "новых технологий", опробовать самые последние методики обучения и воспитания. В 1872 году Максимович предложил земству проводить летние педагогические курсы для повышения квалификации учителей народных школ. С 1877 по 1880 год развернулась борьба за сохранение школы от разгрома местными представителями министерства. На защиту школы встал губернатор А.Н. Сомов [3]:

Я был счастлив, что ещё в то время, когда средства школы были довольно ограничены, нашлась возможность пригласить для преподавания педагогики в школе А.Н. Робера и Н.П. Дьяконову. Заручившись такими педагогами и увидев, сколько таланта, знания, опытности, трудолюбия, любви к своему делу и заботы об ученицах своих внесли в школу эти две личности, я убедился, что школа получила прочное начало и имеет светлое будущее. И, что бы ни случилось со мною, я всегда скажу: дай Бог, чтобы и в правительственных учительских семинариях было побольше таких учителей.

Но постепенно конфликт был исчерпан, деятельность школы вошла в привычное русло и стала постепенно активизироваться. 27 мая 1882 года был утверждён устав школы, был значительно расширен учебный план и программы, которые оказались обширнее курса учительских семинарий Министерства народного просвещения, в том числе и по естествознанию.

В 1883 году (7-18 августа) в школе состоялся съезд окончивших её учительниц, который по мысли руководителей должен был осуществить новую форму деятельности педагогического учебного заведения - собирание и обощение опыта работы учителей. В съезде приняли участие преподаватели тверских гимназий и других средних учебных заведений и деятели земства. Руководитель съезда Д.И. Тихомиров говорил в заключительном слове [5]

Сообщениями вашими вы нарисовали яркую, полную и правдивую, без прикрас, картину современного состояния народной школы: все присутствовашие на съезде подробно и обстоятельно познакомились и с содержанием курса народной школы, и с практикующимися в ней способами преподавания, и с той обстановкой, среди которой вам приходится работать, и с теми требованиями жизненной действительности, которые вы должны удовлетворить. Вы, вашими искренне-правдивыми сообщениями, оставили в сознании всех посещавших съезд глубоко симпатичный образ народной учительницы, преданной делу просвещения, сильной своей любовью к народу, к детям, умеющей согласовать потребности школы с потребностями жизни.

В 1889 году у школы появилось новое здание (ныне здание исторического факультета ТвГУ), в 1909 году в память 50-летия освобождения крестьян от крепостной зависимости было открыто новое здание (сейчас - здание ректората Тверского государственного университета по ул. Желябова д. 33). В 1893 году школа получила большие возможности для своего развития, была награждена Малой Золотой медалью на Всероссийской гигиенической выставкеЭкспозиция варшавской фирмы "Кавенчик" с Всероссийской гигиенической выставки (1893 г.).

В 1914 году в связи с началом Первой мировой войны в помещении школы располагались ополченцы, готовящиеся выехать на фронт, затем Всероссийский земский союз помощи больным и раненым воинам, а в первые годы после Октябрьской революции - госпиталь. Школа Максимовича была средним специальным учебным заведением для подготовки учителей начальных классов. Идея преобразовать её в учительский институт, который мог бы готовить учителей средней школы, принадлежала Ф.Ф. Ольденбургу, который, к сожалению, сам реализовать её не смог. После февральской революции 1917 года комиссия по учебным и научным предприятиям Министерства народного просвещения Временного правительства, которую возглавлял друг Ф.Ф. Ольденбурга В.И. Вернадский, приняла решение об открытии в Твери учительского института. Это было данью памяти. Однако в это время школа Максимовича не могла быть кардинально реформирована, и учительский институт был открыт в другом месте. А школа решением Временного правительства от 14 июня 1917 года была преобразована и получила официальное название - Учительская семинария им П.П. Максимовича. С начала 1918 года остро встает вопрос о продовольственном снабжении школы: молоко, увеличение хлебного пайка, карточки на хлеб и сахар, крупа и мука, масло, горох, картофель.

Несмотря на трудности, школа продолжала строить планы, посылать своих педагогов на повышение квалификации, педагогические съезды и совещания. В ноябре 1918 года при школе был открыт детский сад, созданы переплётная и столярная мастерские. Л.В. Кандауров организовал при школе переплетную мастерскую, для которой сам закупал оборудование. Часть помещений школы отходит под Педагогические курсы, часть помещений отводится для общежития учеников Пултусской гимназии. Наркомпрос предложил объединить в единое целое Тверской учительский институт, Педагогические курсы Тверского губернского земства (были открыты в 1912 году) и школу Максимовича. Но эта реформа не радовала педагогический коллектив школы, который понимал, что это приведёт к уничтожению уникального учебного заведения. Педагогический совет школы предложил свой путь реформирования и постепенного слияния её с институтом, но правительство пошло другим путём. 16 сентября 1919 года был открыт Институт народного образования. Вся материальная база школы перешла новому институту, небольшая часть преподавателей была принята сюда на работу, но большая часть была вынуждена искать другое место.

 

 


Источники

1. Архив школы Максимовича в Научной библиотеке ТвГУ. Ед. хр. 25.

2. ГАТО. Ф. 861, опись 1, ед. хр. 1236.

3. Ильина Т.А. Школа Максимовича: исследование и материалы. Тверь: ТО "Книжный клуб", 2010. 184 с.: ил.

4. История ТвГУ в документах / под ред. С.Н. Смирнова, О.К. Ермишкиной. Тверь: Лилия Принт, 2006. 264 с.: ил.

5. Калиниский государственный педагогический институт им. М.И. Калинина (исторический очерк) (1917-1957 гг.) / под ред. М.Л. Невского, С.А. Жекулина. Калинин: Калининское книжное издательство, 1959. 151 с.

6. Материалы архива Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области. Паспорт № 1324. Усадьба Козловской-Максимовича.

7. Полянский П.П., Сланевский В.У. Калининский педагогический институт: исторический очерк // Калининский государственный педагогический институт им. М.И. Калинина 1917-1957: сб. статей, посвященных 40-летию института. Калинин, 1958 г. С. 3-16.

8. Школа Максимовича [Электронный ресурс] / Тверской государственный университет, Научная библиотека. Тверь, 2007. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).